краткая практическая информация:
1. нет смысла "высаживать" младенцев. нужный аксон (нервный отросток) дорастет из ствола мозга до участка спинного мозга, отвечающего за контоль сфинктеров только к полутора годам. раньше при всем желании ребенок не может контролировать отправления.
2. нет никакого смысла учить малышей читать. доли мозга, отвечающие за восприятие, запоминающие объекты и узнающие их, созревают не сразу, а к 5-6 годам. до того запоминание букв противно природе ребенка.
3. малыши не могут слитно произносить длинные слова, потому что центр Брока, отвечающий за это, тоже созревает постепенно. потому от коротких слов постепенно идем к длинным. но и длинные слова дошкольник произносит медленно - этот процесс еще не ускоряется.
4. аналогично с письмом, дошкольнику не дается слитное плавное написание букв, их учат только печатным.
5. префронтальная кора, отвечающая за волю, планирование, предвидение событий, окончательно созревает к 20-21 году. у детей с ЗПР всегда есть проблемы с этой частью мозга. малышам трудно воспринять длинные интсрукции, они быстро отвлекаются.
у мальчиков левая часть префронтальной коры созревает позже, девочки раньше начинают говорить, более послушны.
кратко о развитии зрения.
если у взрослого нормальное зрение - единица, то у новорожденного - 0,01. поэтому разговаривать с грудничком нужно с близкого расстояния, до 30см. бродящих по комнате людей он почти не видит. первой созревает правая сторона затылочных гностических участков (отвечают за зрительное восприятие). младенец учится узнавать людей по лицу, и сразу сопереживать эмоциям (улыбающемуся человеку малыш улыбается, напряженному - хмурится). к 6 мес. созревает цветовое восприятие. малыш запоминает и распознает предметы обихода, игрушки. левая часть гностичкских затылочных участков созревает позже. она дает возможность узначать предметы по контуру, обобщать, запоминать буквы, цифры. дети с нарушением в этой области путают похожие знаки "6" и "9", письменные "в" и "д"...
развитие слуха похоже.
правая сторона височных участков начинает работать раньше левой. она запоминает звуки, классифицирует знаком- не знаком звук,идентифицирует звуки природы и бытовые, реагирует на интонацию. Левая область созревает позднее, у ребенка постепенно появляется возможность различать речь. анализирующий речь центр Вернике созревает до 6 лет при условии, что ребенок погружен в языковую среду. если до 8-10 лет ребенок не слышал человеческой речи, он ен сможет ее рапознавать никогда (пример природных маугли, они не смогли научиться понимать речь и говорить)
агнозия - неумение распознать сигнал.
при зрительной агнозии человек все видит, но не понимает, что он видит.
при слуховой агнозии, если она правосторонняя - то не чувствует ритма. не слышит музыки, не отличает звуков природы, если левосторонняя - не понимает смысла звуков речи.
при сенсорной алалии трудности в понимании обращенной речи. слово для больного звучит каждый раз по-разному и он не соотносит их с определенным предметом.